Подключение трехфазного электродвигателя
по реверсивной схеме бывает востребовано в случаях, когда в процессе
его эксплуатации необходимо оперативно изменять направление вращения
вала. В отличие от обычной схемы подключения, данная схема содержит два
магнитных пускателя, две кнопки "Пуск" и одну "Стоп".
Изменение направление вращения вала
электродвигателя происходит за счет изменения фазировки (порядка
подключения фаз) в его электропитании и задается нажатием кнопки "Пуск1"
или "Пуск2".
Реверсивная схема подключения электродвигателя

Силовые контакты пускателей KM 1 и KM 2
соединены таким образом, что при срабатывании одного из них, очередность
фаз в питании будет отличаться от фазировки при срабатывании другого.
Работает схема следующим образом:
нажатием кнопки "Пуск 1" (SB 1) замыкается цепь питания катушки KM 1,
происходит втягивание и замыкание силовых контактов KM 1 (на схеме
выделены красным цветом) и питание с очередностью фаз L1, L2, L3
поступает на клеммы электродвигателя. Во избежание ошибочного включения
кнопки "Пуск 2", в цепь катушки KM 1 последовательно включен нормально
закрытый блок-контакт второго магнитного пускателя KM 2.
Остановка двигателя производиться
нажатием кнопки "Стоп" (SB 3) - ее контакты "разрывают" питающую фазу
катушки L3. Прерывание питания катушки KM 1 приводит к возврату
подвижных силовых контактов этого пускателя в исходное положение, таким
образом, электродвигатель оказывается отключенным.
Нажатием кнопки "Пуск 2" (SB 2) по
аналогии замыкается цепь питания катушки KM 2, происходит втягивание и
замыкание силовых контактов KM 2 (на схеме выделены зеленым цветом) и питание, теперь уже с очередностью фаз L3, L2, L1 поступает на клеммы электродвигателя. Таким образом, вращаться вал электродвигателя теперь будет в противоположном направлении.
Блокировка пускателя KM 1, в случае
ошибочного включения кнопки "Пуск 1" здесь так-же осуществляется
последовательным включением в цепь питания катушки нормально закрытого
блок-контакта другого пускателя. В данном случае, в цепь KM 2
последовательно включен нормально закрытый блок-контакт KM 1.